Допуски и посадки


Система допусков

Современные машиностроительные предприятия выпускают продукцию крупными сериями. Иногда это сотни и тысячи экземпляров. Для согласованной работы такой сложной системы необходимо, чтобы на этапе сборки каждая деталь идеально подходила к своему месту и не требовала дополнительного вмешательства рабочего. Кроме того, детали, имеющие одно и то же назначение, должны быть взаимозаменяемы. Чтобы выполнить условие взаимозаменяемости, размеры, по которым детали сопрягаются, выполняют как можно более точно. Однако производить такую обработку деталей сложно, дорого, а иногда и нерационально. Поэтому для оптимизации процесса производства технологами была разработана система допусков. Она основана на том, что для бесперебойной работы детали в механизме ее обработка может выполняться с разной степенью точности. Возможные отклонения от идеального размера и называются допусками.

допуски и посадки

Понятие допуска применяется также, когда речь идет о физических, химических или механических свойствах изделия.

На чертежах всегда указывается размер, от которого отсчитываются отклонения и относительно которого устанавливаются их максимальные значения. Этот размер принято считать номинальным. Поле допуска – это диапазон между наименьшим и наибольшим предельными размерами. Уровень точности, устанавливающий значения допусков и, следовательно, методы обработки поверхностей, называется квалитетом. На сегодняшний день в машиностроении применяется 19 квалитетов, из которых первые шесть применяются, когда требуется высокая точность.

Посадки

При сборке машин и механизмов детали могут соединяться неподвижно или иметь некоторую свободу перемещения относительно друг друга. Характер соединения называется посадкой. В зависимости от уровня свободы смещения деталей посадки бывают:

  • с натягом;
  • с зазором;
  • переходные.

Конструктор принимает решение о выборе посадки исходя из назначения изделия.

В случае посадки с натягом диаметр отверстия меньше диаметра вала. Чтобы выполнить такое крепление, вал запрессовывают в отверстие или используют метод температурной деформации, разогревая внешнюю деталь или охлаждая внутреннюю. После выравнивания температур диаметры вала и отверстия становятся одинаковыми. Соединение с натягом является неразъемным.

Посадки с натягом часто используются в приборостроении, когда необходимо избежать дополнительного крепления, при сборке подшипников, червячных колес, некоторых резьбовых соединений и т. п. 

таблица допусков и посадок

Посадкой с зазором называется такой тип соединения, когда диаметр отверстия больше диаметра вала. Если между деталями предполагается помещать смазку либо компенсировать погрешности изготовления, сборки или деформации, для конструкций с большими значениями квалитета часто применяется сборка с большими зазорами. Не столь значительные зазоры нужны для обеспечения свободного вращения (например, в подшипниках).

Переходные посадки используются лишь при точных значениях квалитетов. Они должны обеспечивать проверку соосности частей изделия. Эта группа посадок названа переходными, потому что до окончания сборки нельзя определить, что получится в результате – натяг или зазор. Конструктор делает выбор в пользу переходной посадки, если в ходе эксплуатации механизма неразъемное соединение часто подвергается разборке и сборке для контроля или замены деталей. Тип посадки не должен затруднять эту операцию.

система допусков и посадок

Вал – отверстие

Совокупность допусков подразделяется на две части:

  • система вала;
  • система отверстия.

Когда вал принимается за основную деталь (предельные отклонения его размера одинаковы), а требуемый вид посадки достигается за счет изменения полей допусков отверстия, вычисления проводятся в системе вала. А если мы говорим о системе отверстия, то изменяются поля допусков вала. При этом размер отверстия считается основным.

По экономическим соображениям в машиностроении предпочтение отдается системе отверстия, т. к. при этом требуется меньшее количество обрабатывающих приспособлений. Однако в тех случаях, когда, например, на одном гладком валу фиксируется несколько деталей с различными посадками, использовать систему вала становится более целесообразно, иначе вал пришлось бы делать многоступенчатым.

Основные принципы взаимозаменяемости предписаны Межгосударственным стандартом ГОСТ 25347-82.

Одним из этапов проектирования изделия или механизма является расчет точности обработки поверхностей. Эксперты компании Tehpis разработают для вас необходимые документы в полном соответствии с международными стандартами.


Если у вас возникли вопросы обратитесь к нашим экспертам и получите грамотную консультацию.
Tehpis.ru